Речной порт Никополя построили в далеком 1956 году. За десятки лет там останавливались всевозможные судна, ведь город напрямую связан водным путем с Запорожьем, Херсоном, Николаевом и Одессой.
Историю одного из пароходов, который проработал около 60 лет и не единожды бывал в Никополе, в Facebook опубликовал Леонид Игнатенко. Об этом сообщает Информатор.
История колесного товаро-пассажирского парохода со стальным клепаным корпусом «Бойкий» начинается в Бельгии. Его построили на верфи «John Cockerill» по заказу Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) в 1899-1900 годах. В марте 1900 года его в разобранном виде доставили в Одессу, где в мастерских РОПиТ его окончательно собрали.
Грузоподъемность парохода “Бойкий” составляла 40 тонн при размере 55,2 х 7,6 м. Горизонтальная паровая машина двойного расширения мощностью 350 л. с. обеспечивала ему скорость хода в 8,5 узла (15 км/час). Экипаж состоял из 18 человек. Судно принимало на борт 48 пассажиров в каютах 1-го и 2-го классов, а также до 100 пассажиров в помещениях 3-го класса, и курсировал в низовьях Днепра, по маршруту Херсон – Александровск (ныне Запорожье) – Херсон, перевозя грузы и пассажиров.
В 1914 – 1916 годах «Бойкий» прошел первый капитальный ремонт, после которого его переименовали в «Кочубей». На нем появилась надстройка «второго этажа». В период Первой мировой войны, из-за ремонта, не попав в число судов, реквизированных для вооруженных сил, пароход в ходе Гражданской войны успел поочередно побывать в руках белых, немцев, англо-французов, украинских войск, красных, продолжая нести свою службу по перевозке пассажиров и грузов.
В 1922 году в газете «Херсонский коммунар» появилась информация: «В ознаменование пятой годовщины Октябрьской революции переименовываются пароходы Нижнего Днепра. Далее следовал список старых и новых названий, среди которых был и «Кочубей» (в прошлом – “Бойкий”, ставший теперь «Энгельсом».
После 2-го капитального ремонта в 1924 – 1927 годах на заводе имени «Коминтерна» в Херсоне его вид несколько улучшился, и «Энгельс» продолжил совершать ежедневные рейсы по старому маршруту: Херсон – Запорожье – Херсон, с заходом в порт Никополя.
Спустя еще десяток лет, после строительства Запорожской ГЭС, «Энгельс» вырвался за пределы низовьев Днепра, и оказался в числе первых пароходов, беспрепятственно миновавших ранее опасные для судоходства места, и открывших новый маршрут: Херсон – Киев – Херсон.
В 1941 году пароход осуществлял эвакуацию пассажиров и грузов, и не раз подвергался налетам гитлеровской авиации. Однако, допотопному колесному пароходу удавалось обходиться наименьшими потерями. Но в начале сентября того же года под Кременчугом «Энгельс» попал под массированный артиллерийский огонь врага и затонул.
В 1944 году, после освобождения Украины от нацистов, судно было поднято и отбуксировано для 3-го капитального ремонта на Киевский судостроительный завод. Спустя два года, в 1946 году, пароход, опять ставший однопалубным, под именем «Ф. Энгельс», вновь был введен в эксплуатацию. После восстановления шлюзов Запорожской ГЭС он возвратился в Херсон, где продолжал ходить по старому маршруту.
В начале 1970-х пароход «Ф. Энгельс» вышел в отставку и был порезан на металлолом. Около 60 лет колесный товаро-пассажирский пароход со стальным клепаным корпусом колесил по Днепру и, не единожды заходя в порты Никополя.
Ранее мы сообщили о том, что старинная баночка из под меда пополнила коллекцию музея в Марганце. А также о том, что житель Никополя нашел антикварную вазу с ручкой из серебра. Кроме того, мужчина расшифровал подпись на холсте старинной картины из хрущевки.
Анна Томилова