На этнографических землях Украины насчитывается достаточно высокий судоходный потенциал рек. Традиционными «транспортными» являются Днепр и его притоки – Десна и Припять, а также Дунай, Буг и Днестр. По Славуте и его притокам осуществлялось до 90% от общего объема перевозок речным транспортом. В новом миллениуме из-за тарифной нагрузки реки утратили конкурентоспособность и, соответственно, большую часть грузопотока.
Активной была «речная» жизнь и в Никополе – продолжительность навигации доходила аж до 300 дней в году. Об этом Информатор узнал на сайте Библиотечно-информационного центра “Слово”. Исторические факты про речной порт написала журналист Наталья Разуваева.
В досоветское время на правом городском берегу были устроены пристани и причалы, паромные переправы, бухты для зимовки судов и спасательная станция. Берег начал застраиваться в конце XVIII века, а окончательно сформировался после жуткого урагана 1845 года. Тогда буря «размыла» русло реки Подпольной, а Днепр сменил направление своего русла. На новом берегу Днепра и возобновилось строительство.
Улицы Херсонская, Днепровская (уже не существует, перекрыта парком Пушкина) и Думская (теперь – Атаманская) спускались вниз к двум пристаням: казенной и частной. Каждая имела свои пароходы. Частная владела «Надеждой» и «Елизаветой», а казенная имела пароходы «Брат», «Сестра», «Проворный», «Поспешный». Приближение к пристаням и отход от них пароходы сопровождали гудками: частные – тонкими, пронзительными, а казенные – басистыми, густыми.
Буксирные пароходы и баржи располагались у своих причалов в районе пивзавода, рыбзавода, нефтебазы. Причалы растянулись практически на километр. До пристаней провели даже железнодорожную одноколейку с вокзала Никополь, а через ул. Довгалевскую был сведен капитальный железнодорожный мост.
Никополь напрямую водным путем был связан с Запорожьем, Херсоном, Николаевом, Одессой. Поток пассажиров и грузов всегда был активным и приносил немалые доходы предпринимателям, купцам и государственной казне – через Никополь перевозили миллион пудов различных грузов.
В связи со строительством рукотворного Каховского моря вода в районе Никополя поднялась на 10 метров. Берег, а вместе с ним и пристани, и причалы ушли под воду. Современный Никопольский речной порт был возведен в 1956 году уже на берегу бывшей речки Лапинка.
В Никопольскую пристань, относящуюся к Днепропетровскому пароходству, входил и участок эксплуатации малых рек – малые водные артерии тоже были судоходными. Катера участка сельскохозяйственным предприятиям Днепропетровской и Запорожской областей подвозили строительные и промышленные товары, а из села в город везли зерно, овощи и фрукты. Но после затопления притоков и самого Днепра, а далее и развала СССР многое кануло в Лету…
Сегодня территория порта составляет 3,04 гектров, длина береговой линии – 460 метров железнодорожных подъездов к берегу уже нет, а перевозка пассажиров осуществляется только на линии Никополь – Каменка-Днепровская. Только в воспоминаниях остались ходившие по Днепру речные трамваи «Леся Украинка», «Михаил Коцюбинский», двухпалубный «Дмитрий Донской», «Софья Перовская» и другое. (Наталья Разуваева «Речная» жизнь портового Никополя)
Напомним, что с 14 мая в Никополе работает паромная переправа. Судно курсирует дважды в день по маршруту Никополь — Каменка Днепровская:
- из порта Никополя судно выходит в 7:00 и 15:00;
- из Каменки-Днепровской — в 10:00 и 16:30.
Стоимость билетов:
- для взрослого – 96 гривны;
- для детей — 48 гривен;
- перевозка одной тонны груза составит 180 гривен.
Дополнительную информацией можно узнать по номеру: (050) 456-29-70. Информатор запечатлел как выглядит Никопольский речной порт в настоящее время. Предлагаем вам вместе с нами насладиться фотоснимками порта с высоты птичьего полета.
Юлия Кожемяка
Фото: Денис Чубченко