ЖИТТЯ

Исторические факты: речной порт в Никополе

На этнографических землях Украины насчитывается достаточно высокий судоходный потенциал рек. Традиционными «транспортными» являются Днепр и его притоки – Десна и Припять, а также Дунай, Буг и Днестр. По Славуте и его притокам осуществлялось до 90% от общего объема перевозок речным транспортом. В новом миллениуме из-за тарифной нагрузки реки утратили конкурентоспособность и, соответственно, большую часть грузопотока.

Активной была «речная» жизнь и в Никополе – продолжительность навигации доходила аж до 300 дней в году. Об этом Информатор узнал на сайте Библиотечно-информационного центра “Слово”. Исторические факты про речной порт написала журналист Наталья Разуваева.

В досоветское время на правом городском берегу были устроены пристани и причалы, паромные переправы, бухты для зимовки судов и спасательная станция. Берег начал застраиваться в конце XVIII века, а окончательно сформировался после жуткого урагана 1845 года. Тогда буря «размыла» русло реки Подпольной, а Днепр сменил направление своего русла. На новом берегу Днепра и возобновилось строительство.

Улицы Херсонская, Днепровская (уже не существует, перекрыта парком Пушкина) и Думская (теперь – Атаманская) спускались вниз к двум пристаням: казенной и частной. Каждая имела свои пароходы. Частная владела «Надеждой» и «Елизаветой», а казенная имела пароходы «Брат», «Сестра», «Проворный», «Поспешный». Приближение к пристаням и отход от них пароходы сопровождали гудками: частные – тонкими, пронзительными, а казенные – басистыми, густыми.

Буксирные пароходы и баржи располагались у своих причалов в районе пивзавода, рыбзавода, нефтебазы. Причалы растянулись практически на километр. До пристаней провели даже железнодорожную одноколейку с вокзала Никополь, а через ул. Довгалевскую был сведен капитальный железнодорожный мост.

Никополь напрямую водным путем был связан с Запорожьем, Херсоном, Николаевом, Одессой. Поток пассажиров и грузов всегда был активным и приносил немалые доходы предпринимателям, купцам и государственной казне – через Никополь перевозили миллион пудов различных грузов.

Никопольский речной порт

Никопольский речной порт

В связи со строительством рукотворного Каховского моря вода в районе Никополя поднялась на 10 метров. Берег, а вместе с ним и пристани, и причалы ушли под воду. Современный Никопольский речной порт был возведен в 1956 году уже на берегу бывшей речки Лапинка.

Грузовая пристань в Никополе в начале XX века

Грузовая пристань в Никополе в начале XX века

Теплоход «Олесь Донченко» у заправочной баржи перед загрузкой пассажиров, плывущих в Каменку-Днепровскую. Фото старпома теплохода (1971-1983 гг.) Николая Шубина

Теплоход «Олесь Донченко» у заправочной баржи перед загрузкой пассажиров, плывущих в Каменку-Днепровскую. Фото теплохода (1971-1983 гг.) Николая Шубина

В Никопольскую пристань, относящуюся к Днепропетровскому пароходству, входил и участок эксплуатации малых рек – малые водные артерии тоже были судоходными. Катера участка сельскохозяйственным предприятиям Днепропетровской и Запорожской областей подвозили строительные и промышленные товары, а из села в город везли зерно, овощи и фрукты. Но после затопления притоков и самого Днепра, а далее и развала СССР многое кануло в Лету…

Сегодня территория порта составляет 3,04 гектров, длина береговой линии – 460 метров железнодорожных подъездов к берегу уже нет, а перевозка пассажиров осуществляется только на линии Никополь – Каменка-Днепровская. Только в воспоминаниях остались ходившие по Днепру речные трамваи «Леся Украинка», «Михаил Коцюбинский», двухпалубный «Дмитрий Донской», «Софья Перовская» и другое. (Наталья Разуваева «Речная» жизнь портового Никополя)

Речной порт Никополя с высоты птичьего полета

Речной порт Никополя с высоты птичьего полета

Напомним, что с 14 мая в Никополе работает паромная переправа. Судно курсирует дважды в день по маршруту Никополь — Каменка Днепровская:

  • из порта Никополя судно выходит в 7:00 и 15:00;
  • из Каменки-Днепровской — в 10:00 и 16:30.

Стоимость билетов:

  • для взрослого – 96 гривны;
  • для детей — 48 гривен;
  • перевозка одной тонны груза составит 180 гривен.

Дополнительную информацией можно узнать по номеру: (050) 456-29-70. Информатор запечатлел как выглядит Никопольский речной порт в настоящее время. Предлагаем вам вместе с нами насладиться фотоснимками порта с высоты птичьего полета.

Речной порт Никополя с высоты птичьего полета

Речной порт Никополя с высоты птичьего полета

Касса

Как выглядит речной порт Никополя в летний день

Как выглядит речной порт Никополя в летний день

Фото: Информатор Никополь

Как выглядит речной порт Никополя в летний день

Как выглядит речной порт Никополя в летний день

Фото: Информатор Никополь

Речной порт в Никополе

Речной порт в Никополе

Порт в Никополе находится на правом берегу Каховского водохранилища

Порт в Никополе находится на правом берегу Каховского водохранилища

Никополь славится тем, что он один из шести городов, которые расположены на берегу Каховского водохранилища

Никополь славится тем, что он один из шести городов, которые расположены на берегу Каховского водохранилища

На правом берегу Каховского водохранилища располагается Никопольский порт

На правом берегу Каховского водохранилища располагается Никопольский порт

Как вам цвет воды?

Речной порт с высоты птичьего полета

Речной порт с высоты птичьего полета

 

Речной порт с высоты птичьего полета

Речной порт с высоты птичьего полета

Красота..

Фото: Информатор

Фото: Информатор

Юлия Кожемяка 

Фото: Денис Чубченко

© 2007-2022 Інформатор - Національне інтернет-видання.
При повному або частковому використанні матеріалів сайту посилання
на сайт інтернет-видання nikopol.informator.ua як джерело інформації є обов'язковим.

Нагору

Информатор в твоем телефоне!

Все новости Никополя в одном Telegram-канале. Подпишись прямо сейчас, чтобы не пропустить что-то важное!

Подписаться сейчас