Нікополь До сайту

Никополь исторический: что изображено на скифской пекторали

Скифскую пектораль нашли в 1971 году в могиле скифского царя, в кургане третьей четверти IV века до нашей эры, на окраине нынешнего города Покров (бывший Орджоникидзе). Изображения на золотом нагрудном знаке хранят тайный смысл.

О тайном смысле изображенных на пекторали символов Информатору стало известно из рассказа Сергея Петрова из сообщества “Кочевники Великой степи”.

Реклама

Золотой символ власти. Скифская пектораль

Золотая скифская пектораль хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве. Минимальная страховая стоимость золотого нагрудного знака скифской царской власти – более полутора миллионов долларов, вес – 1150 граммов, диаметр – 30,6 сантиметра, проба золота – 958. Историк, археолог, поэт Борис Мозолевский получил от государства за бесценную находку трехкомнатную квартиру, 500 рублей премии, золотые часы и зарплату 200 рублей.

Пектораль – это украшение из четырех витых проволочных жгутов с тремя рядами фигурок и символов между ними, выполненных в присущей скифам технике рельефной микроскопической торевтики. Изображения быта скифов, жизни флоры и фауны степей чередуются с мифическими грифонами, которые слишком уж натурально грызут лошадей, а рядом не менее агрессивно лев и леопард нападают на оленя и кабана, собаки гонятся за зайцами.

Реклама

В отличие от нижнего, «звериного» ряда, где даже степные кузнечики в тревоге готовы взлететь, средний ряд изображений – «флористический»: на вьюнковых растениях сидят пять голубей, причем два из них в центре, по одному заглядывают в нижний и верхний ряды пекторали.

В центре же верхнего ряда двое обнаженных по пояс скифов, став на колени, чинят накидку из овечьей шерсти (у одного даже видна зажатая в кулаке «жильная нить»).

Скифы чинят накидку из овечьей шерсти

Сбоку от них пасутся лошади, коровы, козы со своими детенышами. Одна скифянка, поджав ноги, доит овцу в амфору, а другая, подоив, закрывает сосуд пробкой. Завершают верхний ряд летящие утки.

Реклама

Скифянка подоила овцу и закрывает сосуд пробкой

Без сомнения, во всем этом скрыт смысл, хорошо известный владельцу пекторали. Ведь знаки скифской царской власти всегда отличались конкретикой символов, присущих самой системе власти в Скифии.

Для скифологов символика изображений верхнего ряда пекторали не составляет секрета – два царя-скифа (в Скифии, как и в Спарте, существовала традиция двоевластия) держат в руках «золотое руно», символ «златообильной» страны. А тот факт, что возле царей пасется скот с приплодом, указывает на весеннее время года.

Скот с приплодом указывает на весеннее время года

По мнению киевского исследователя С. Паукова, сюжет ряда связан с подготовкой к главному культовому празднику скифов – Новому году. Год у них начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия, это совпадало с появлением детенышей у домашних животных. Скифы были солнцепоклонниками и почитали золото как «солнечный металл», поэтому к главному празднику страны цари готовили священную реликвию – «золотое руно», которое и несли на новогодней церемонии.

Реклама

С подготовкой к Новому году в буквальном смысле слова соединен на пекторали средний, «флористический» ряд: как раз тогда в степи зеленела трава, появлялись вьюнковые растения с цветами, прилетали птицы.

Тот же Пауков обратил внимание, что в верхнем ряду пекторали – 16 фигур, а в нижнем – 23. Скифский календарь как раз и состоял из 16 месяцев по 23 дня каждый.

Прав ли был Геродот

Исследователи Д. Раевский и М. Русяева первыми рассмотрели на пекторали индивидуальные черты лица царей: по этим чертам можно даже определить возраст и настроение мужчин. В частности, Русяева заметила сходство профиля одного из них с известными изображениями скифского царя Атея (429 – 339 годы до н. э.), после гибели которого скифы перенесли резиденцию своей державы из степей Причерноморья в Крым, рядом с нынешним Симферополем.

В этой связи Пауков еще в 1998 году пришел к выводу, что «золотое руно» пекторали – «карта владений скифов» IV века до нашей эры, и абрис руна повторяет контур черноморского побережья, когда уровень моря был ниже, а на месте Азовского моря существовала долина болот.

Реклама

По мнению Паукова, на пекторали один царь (Атей) перстом правой руки указывает на Крым (виден даже «завиток» Тендровской косы), где был центр внешней торговли скифов – Неаполь скифский, а другой царь правой ладонью что-то прикрывает на руне, и это «потаенное место» совпадает с силуэтом Некрополя скифского – местом «могил отцов царей-основателей». Геродот назвал этот «город мертвых» термином Геррас (точно так же в древности именовалась протекающая и ныне река Молочная), заметив, что здесь спрятано священное золото скифов, местонахождение которого царские скифы сберегали ценой собственной жизни.

Еще одна тайна

Она касается мифических грифонов – существ с телом льва, с головой и крыльями орла, которых древние греки называли «стражами золота у страны гипербореев». И до нашего времени дошла легенда о том, как грифоны появились в Северном Причерноморье.

Их сюда однажды занес шквальный северо-восточный ветер борей (до сих пор возникающий в районе Новороссийска – бора). Увидев у скифов золотые украшения, оружие, предметы быта, грифоны стали отнимать их у людей, но скифы проворно спрятали свои драгоценности.

Тогда грифоны в ярости набросились на лошадей скифов, а на помощь монстрам пришли хищные звери, терзая прочих животных, чтобы лишить скифов мясной пищи. Досталось даже степным кузнечикам – много их погибло под копытами травоядных, в ужасе метавшихся по степи.

Скифы собрались в святилище Эксампей и обратились к владычице неба Табити с просьбой изгнать чудовищ. Богиня ночью «зажгла в небе тропу» и по ней грифоны полетели обратно к гипербореям. Все эти события и изображены на пекторали.

Интересно и то, что грифоны, эти мифические стражи золота, стали эмблемой Музея исторических драгоценностей Украины, а с 21 апреля 1999 года утверждены на гербе Автономной Республики Крым.

По подсчетам археолога Бориса Мозолевского, в сооружении кургана высотой 8,6 метра участвовало до двух с половиной тысяч человек, которые, завершив работу, устроили тризну по царю. Об этом свидетельствовала масса обломков амфор, а также множество костей – коней, диких кабанов, оленей, – найденных во рву вокруг кургана.

Ранее мы рассказывали о том, как стать участником экспедиции на Мамай-горе. Подробнее читайте здесь.

Мария Дымченко