19 августа на улице Шевченко пенсионеры продают одежду и домашнюю утварь, чтобы на вырученные деньги купить еду. На рынке есть что угодно – игрушки, монеты, книги и одежда, посуда и комнатные цветы.
Продавцы рассказали Информатору, почему люди в почтенном возрасте воскресный день проводят на стихийном рынке.
За последний год торговля на улице Шевченко разрослась. В выходные дни «блошиный рынок» занимает весь бульвар от Первомайского рынка до “АТБ” на Кристалле. Продавцы – люди преклонного возраста забивают место в 4:00. Те, кто живет дальше, приезжают к 7:00 и не всегда могут найти свободное место для раскладки товара.
Августовское утро, в тени +30 °С, а пенсионеры — “на посту” с гипертонией и другими возрастными недугами. Раскладывают небогатые пожитки и не устроились в кресле-качалке, а ждут покупателей.
Ассортимент товара широкий. Люди выносят из дому все, что можно продать. В результате ревизии чердаков, кладовок и сервантов на импровизированных прилавках представлено все — начиная от пуговиц и предохранителей, заканчивая книгами, медалями и тазиками.
Информатор приобрел новые чайные ложки из нержавеющей стали по 5 и по 20 гривен, к слову, цены на столовые приборы в магазине значительно выше. Так вот, сегодня повезло не всем, торговля слабая, — сетуют пенсионеры. “В конце дня мы готовы отдать “за сколько дашь”, чтобы хоть что-то выручить”, – жалуются люди.
При виде фотоаппарата пенсионеры-продавцы стесняются и оправдываются, мол, не от хорошей жизни мы тут стоим. Мужчины и женщины с высшим образованием и многолетним стажем работы проводят пенсию не в поездках по Европе. Люди сосредоточены на выживании и озадачены тем, что еще найти дома, чтобы продать.
“Ну как можно прожить на 1700 гривен? Сколько можно издеваться? Сил уже нет, а жить надо. Вот, внукам хочется помочь, девочек нужно в школу собрать. Мы не нужны стране, а внуки наши и подавно”, – сетуют пенсионеры-продавцы. Пожилые люди с доверием рассказывают о личном. Переживают о предстоящих выборах, боятся войны и кажется, в лучшее уже не верят.
С тяжелым сердцем и новыми чайными ложками мы отправились в редакцию. Кто знает, что ждет нас в старости?
Ранее мы рассказывали о том, как в никопольском приюте для бездомных живут люди со сложной судьбой.
Мария Дымченко