Многими родителями гиперопека воспринимается как положительное явление, которое приравнивается к заботе о ребенке. Но на самом деле гиперопека не является здоровым явлением.
Это словно «причинять добро»: родитель лишает ребенка самостоятельности, ответственности, чувства долга, препятствует его социальным отношениям, контролирует действия, не позволяет отделиться от родителей, ограничивает свободу и права ребенка, мотивируя все это фразой «Это для твоего блага». Почему опасна родительская гиперопека рассказала Екатерина Панченко, дипломированной психолог из Никополя. Об этом сообщает Информатор.
Гиперопека – феномен поведения родителей, выражающийся в чрезмерном желании опекать своего ребенка, нести ответственность за все сферы его жизни и контролировать их.
В чем состоит проблема?
Каждый ребенок должен пройти этап сепарации – отделения и отдаления от родителей. Ему нужно понять, что он – отдельная самостоятельная личность, которая может функционировать отдельно от родителей, братьев и сестер.
Сепарация нужна для того, чтобы сформировать самобытность ребенка и подготовить его к самостоятельному выживанию, функционированию в мире, к борьбе с трудностями и проблемами.
Когда сепарации не происходит, ребенок продолжает ощущать зависимость от родителей. У него не развивается чувство долга, он ощущает невозможность быть самостоятельным, чувствует неспособность принимать решения и нести ответственность за все происходящее. Он постоянно полагается на помощь и опеку со стороны других, а если этой опеки нет, ребенок чувствует себя абсолютно беспомощным.
Признаки гиперопеки:
- Лишение самостоятельности.
Родители пытаются все сделать вместо ребенка, начиная от одевания и заканчивая выполнением его домашних заданий. Складывается ситуация абсолютной безвольности ребенка, в которой он не может ни принимать решений, ни влиять на свою жизнь, ни самостоятельно что-то делать.
Установка «Мне жаль его, пусть не устает» приводит к тому, что ребенок не понимает понятия ответственности и обязанностей.
- Эмоциональная клетка.
Родители пытаются поддерживать ребенка в состоянии перманентного положительного настроения, оберегая от слез и не позволяя ему пережить негативные эмоции.
Это приводит к тому, что ребенок в дальнейшем не может справляться со своими эмоциями и чувствами, внутренний негатив преодолевает его и вызывает длительные истерики или замкнутость.
- Лишение свободы.
«Твои друзья плохие, не общайся с ними. Покажи мне переписку, я должна знать. Зачем пароль на ноутбуке, что ты скрываешь?! Ты должен получать только хорошие оценки, я пообщаюсь с учителем. Ты должен доверять лишь мне. И помни, что я так забочусь о тебе».
Эта установка вызывает у ребенка чувство, что он не личность, а объект, которым можно манипулировать и за которого можно решать важные вопросы социализации, развития и интересов.
- Навязывание вины.
Гиперопекающий родитель склонен навязывать ребенку чувство вины и стыда за то, что он должным образом не может оценить ту великую миссию заботы, которую родитель проявляет к нему.
«Я забочусь о тебе, а ты не ценишь этого, тебе плевать. Тебе не стыдно?».
- Клетка гипертревожности.
Гиперопекающие родители страдают от повышенной тревожности: они представляют весь мир как одну сплошную опасность, катастрофу и угрозу. И эту установку они передают своим детям, навязывая им чувство небезопасности и враждебности к миру.
Таким образом ребенок начинает чувствовать ту же опасность и страдает от тревоги, паники, страхов, апатичных и депрессивных состояний.
- Лишение проблем.
Каждый человек должен научиться справляться с проблемами и трудностями, иначе он не сможет выжить.
Гиперопекающие родители не позволяют детям самостоятельно решать проблемы, делая все за них.
«Потом будешь справляться сам, когда меня не станет».
Но нет, ребенок не сможет справляться сам, потому что у него не будет развитого навыка справляться с трудностями и проблемами.
Юлия Кожемяка