В ночь на 8 февраля 1944 года войсками 4-го и 3-го Украинских фронтов был освобожден город Никополь от немецко-фашистских захватчиков. В боях за освобождение города принимали участие части и соединения 17-й и 8-й воздушных армий, в состав которых вошли 3-й истребительный авиакорпус, 289-я штурмовая авиационная дивизия, 31-й гвардейский истребительный авиационный полк.
В честь славных летчиков и в память об их подвиге в нашем городе установлен памятный знак – «Самолет». Об этом сообщает Информатор.
Во время Второй мировой войны в освобождение Никополя от фашистов в феврале 1944 года значительным был вклад частей и соединений 17-й и 18-й воздушных армий. В самых неблагоприятных погодных условиях они оказывали поддержку наземным войскам, совершив тысячи боевых вылетов, во время которых уничтожали танки, автотехнику, артиллерию и живую силу противника.
После освобождения города и уничтожения расположенного здесь никопольского вражеского плацдарма особо отличившимся частям были присвоены почетные имена Никопольских. Среди них был и 31-й гвардейский истребительный авиационный полк Шестой гвардейской авиадивизии Восьмой воздушной армии.
В память о героизме летчиков, проявленном при освобождении их родного города, никопольчане в мае 1985 года открыли памятник – рвущийся в небо самолет МиГ-17. Правда, такие машины стали выпускать только в 1949-м, но как образ стремления летчиков военных лет к победе над врагом этот самолет своими очертаниями подходит как нельзя лучше.
Интересно знать
МиГ-17 был создан в 1949 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемом. А.И. Микояном и М.И. Гуревичем. Он являлся усовершенствованной модификацией МиГ-15, отличавшейся удлиненным фюзеляжем и крылом, увеличенным на 10˚ стреловидности. Поэтому машину первоначально назвали «Стрела 45˚».
Взлетный вес МиГ-17 составлял 5370 кг; максимальная скорость – 1152 км/ч; практический потолок – 16600 м; дальность полета – 1850-2250 км; вооружен: одна 37-мм пушка и две 23-мм бомбы, ракеты.
1 февраля 1950 года МИГ-17 стал первым отечественным серийным самолетом, превысившим скорость звука в горизонтальном полете. Его предшественнику МиГ-15 пришлось сражаться в небе Северной Кореи в 1950-1953 годах. Американские летчики, летавшие на F-86 «Сейбр», нарекли его «корейским сюрпризом» за высокую огневую мощь, маневренность и живучесть.
МиГ-17, состоявший на вооружении ВВС Египта, также стал «сюрпризом» в 1956 году для авиации Израиля, Англии, Франции, участвовавших в очередной арабо-израильской войне. Он превосходил французский истребитель «Мистер-4», используемый ВВС «тройственного союза».
Высокую оценку МиГ-17 получили и в небе Северного Вьетнама, где они сражались в тесном взаимодействии с более совершенными МиГ-21 и продемонстрировали еще раз свою эффективность в маневренном бою.
Алена Антонова
Фото: Сергей Скрыпник, Андрей Батозский