ВЛАДА

Как предусмотрена защита языков национальных меньшинств в школах Украины

Общественные мониторы из Никополя и Киева выясняли, как предусмотрена защита языков национальных меньшинств в школах Украины. Свои исследования специалисты провели в Восточных и Южных регионах Украины. 

У школьников указанных районов наименьшие возможности получать образование на родном языке. Об этом сообщает Информатор.

В 2005 году Всемирный банк опубликовал исследование об использовании в школе языков меньшинств. Это исследование показало, что использование родного для ребенка языка в учебном процессе в школе положительно влияет на его успешность и психологическое состояние. С внедрением обучения на языках меньшинств, наравне с официальным языком, дети становились более уверенными в себе, активно участвовали в учебном процессе и школьных мероприятиях, достигали лучших результатов в обучении. Интересен тот факт, что дети, принадлежащие к меньшинствам, начинали лучше говорить не только на своем родном языке, но и на официальном языке государства или региона, где они проживали.

С октября 2019 года до конца января 2020-го, общественные мониторы Ирина Лось и Ирина Кухта, проводили мониторинг в рамках проекта «Языки национальных меньшинств в сфере образования в Украине: потенциальные риски и международные стандарты» при поддержке ОБСЕ/БДИПЧ.

Перед специалистами стояла задача понять, каким образом языковые права в начальном и среднем образовании гарантируются международным правом по правам человека и национальным законодательством Украины. Какие меры государство может или должно внедрять для сохранения языков национальных меньшинств на своей территории.

Исследования специалистов основываются на данных, полученных через анализ украинских и международных норм и практик, опросов представителей национальных меньшинств, центральных и местных органов государственной власти. Для мониторинга выбрали общины национальных меньшинств, в том числе и те, язык которых не являются языками ЕС (евреи, рома, молдаване, белорусы, армяне, гагаузы), проживающих в Восточных и Южных регионах Украины (Харьковская, Донецкая, Одесская и Херсонская области). Именно у них наименьшие возможности учиться на родном языке, по выводам Венецианской комиссии на ее 113-м пленарном заседании от 8-9 декабря 2017 года.

Из информации, полученной в ходе мониторинга, можно сделать вывод, что с представителями национальных меньшинств было проведено недостаточное консультаций в процессе подготовки и принятия Закона Украины «Об образовании» (2017 год) и Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (2019 год). Также, большинство опрошенных не видят нарушения языковых прав в школе, хотя и не против, говорить на родном языке во время учебного процесса.

Значительная часть опрошенных не знала об изменениях в языковом законодательстве относительно обучения в школе. С полным текстом мониторингового Отчета можно ознакомиться по ссылке.

Алена Радченко

© 2007-2022 Інформатор - Національне інтернет-видання.
При повному або частковому використанні матеріалів сайту посилання
на сайт інтернет-видання nikopol.informator.ua як джерело інформації є обов'язковим.

Нагору

Информатор в твоем телефоне!

Все новости Никополя в одном Telegram-канале. Подпишись прямо сейчас, чтобы не пропустить что-то важное!

Подписаться сейчас