В Днепре в стене нового зала в театральной студии “Флора”, почти под потолком, нашли письма, датированные 1947 годом. В них осужденный пишет братьям в село Новоивановка Никопольского района.
Об этом Информатору стало известно на странице Анны Радклиф в социальной сети Facebook. Похоже, что письма осужденного к родным с отчаянной мольбой о помощи так и не были отправлены. Все письма написаны почти одновременно с интервалом в несколько дней, 19 – 24 сентября 1947 года.
“В бессилии помочь не покидает чувство, будто узнать о судьбе этого человека – значит дать возможность быть услышанным, даже теперь, 72 года спустя. Павел Маркович Дубров. Я нашла это имя в списках мобилизованных на фронт в Днепропетровской области в 1941 году, дата рождения 1903 год. Возраст примерно совпадает с возрастом братьев, которым он пишет. Что случилось потом? Можно только строить гипотезы”, – пишет Анна.
На трех найденных письмах есть четыре адреса, один из них перечеркнутый. Возможно, Павел Макарович Дубров писал жене Елизавете Ивановне Дубровой в село Воеводовка Томаковского района, в котором жил до ареста. А также брату Ивану Марковичу Дуброву в село Новоивановка Никопольского района.
В комментариях под постом люди рассказывают о том, что в 1947 году в помещении нынешней театральной студии в Днепре была канцелярия. Во втором письме говорится о Днепропетровске и пересылочной тюрьме. По некоторым данным, в 1945—1947 годах там погибли тысячи людей. Многих из них обвиняли в коллаборации. Пленных не собирались садить и переправлять в лагеря. Тюрьма предназначалась для непрямой казни. Люди умирали из-за голода и нечеловеческих условий содержания.
Под постом в соцсети Юрий Фаныгин пишет о том, что впервые видит письмо из этой тюрьмы на волю. Возможно, родственники боялись писать ответ и спрятали письмо. И еще несколько комментариев ниже:
– «1946 год – время, когда солдаты возвращались из немецкого плена. “Мой дедушка вернулся из плена и после этого провел еще 10 лет в лагерях, так что причины могут быть разные”, – пишет автор поста.
– “скорее всего эти письма спрятали родственники репрессированного в 1947 году. И раз они остались спрятанными, он не выжил. В моей семье в этот год, в Днепре, репрессировали прадеда. Эта находка – уникальный факт”, – поделился Юрий Фаныгин.
В своих письмах Павел Маркович вспоминает о жене и о том, что она тоже не отвечает на его письма, а вот о детях не упоминает нигде. Письма расшифровали, они адресованы Ивану Марковичу Дуброву. Далее — текст письма, орфография автора сохранена:
“Пущиное писмо 1947 г. месяца 24 дня сент. от Павла Марковича. Здравствуй дорогой брат Иван Маркович и жена Ганна Ивана. Тепер ищо передаю горячий привет вашим четирем синовям Коли, Алеши, Вани и Гриши. Жилаю вам усим хороших успехов увашой жизни. Напишу тебе братик отом, что я нахожус у днепропетровской тюрме на пересилном пункте.
Живу тут уже 9 месяцев. Сколко имею вокруг сибя друзей, уси как один получают передачи, ая, как будтоби привезен из америки, нету ни сими ни роду. Прошу тебя братику, ни остав миня бедного сироту без передачи, привези мне что можна. Сварите кукурузу, цибули, огурцов, помидор, макухи, сладкого буряка сварит, табаку. Ну если можна спичите хлеба и коржей пирога сгарбузом.
Ну, яичек, масла, молока, сала то я у вас и непрошу, аесли ест, то везите. Сколко я уже тебе писал писем то нето передачи и даже на писмо ответа никак неполучю, почему незнаю. Я думаю, что ви на миня так серчаете, что даже нехотите даже на писмо ответ написат, мне очен жалко, такой на миня плач налягае, куда я не пишу и куда не кидаюс и никто не дает ответу на мои писма. Прошу подай брат помочи хотя вариной кукурузи, та табаку, цибули, потому что зуби випадают от цинги, ноги служит не хотят. Истем досвидание. Жду не писма а жду тибя с передачей. Твой брат Павло. Братик мой, жду и жду”.
Анна Радклив опубликовала цитату из еще одного найденного письма. Оно также наполнено мольбой о помощи и просьбой привезти еды в тюрьму:
“Прошу тибя брат передай брату Тимоши пускай незабудит за брата Павла. Пускай подаст милостину родному брату у тюрму. Кушайте хлеб и усо остальное заминя а я слину поковтаю. Пишу тебе писмо и слози капают на писмо прости и извени за что я прошу у тибя покушат. Если ест у тибя замной жалости и братства то подай аесли нет как хочеш. Адресмой Г. днепропетровск, 6 отд связи ящик 92. Рядом из Тюрмой пересилний пункт там я нахожус”.
К поискам подключились много людей, работали с архивами, делали запросы, связывались с головой сельрады. Надежды, что родственники найдутся было не так много. Автор опубликовала пост 22 июля, 5 августа директор БФ «Никополь туристический» Олег Фельдман разместил данную информацию в одном из никопольских пабликов. За сутки, благодаря неравнодушным людям, возможностям Интернета и СМИ нашлись близкие. Отозвалась племянница Ивана Марковича – того самого мужчины, которому адресованы письма.
Татьяна Чоп пишет о том, что Иван Маркович Дубров — ее дядя. А в селе Новоивановка проживает его внучка. Спустя 72 года письма попадут в руки теперь уже родственников адресата.
Ранее мы рассказывали о немецком мосте через Каховское «море». Подробнее читайте здесь.
Мария Дымченко