Строительство моста через Днепр в районе Никополя началось приблизительно в мае 1943 года, когда сошла вода после весеннего паводка. Работы проводила организация “Тодта”, а на строительстве моста были задействованы местные жители.
Информатор продолжает публикации цикла «Никополь исторический». Интересные факты из жизни нашего края стали известны из рассказов историка Игоря Анцишкина.
Выдержка из книги В. Шевченко “Мать-Украина помнит героев”: “Был сентябрь 1943… именно в это время ребята сравнивали насыпь дороги через плавни в направлении из Никополя на Каменку, где немцы строили мост через Днепр. Через реку Лапинку мост был почти готов. Далее гребли насыпь, били сваи, чтобы пересечь Днепр”.
Возведение моста было связано со строительством укрепления позиции “Вотан” в районе Мелитополя. «Вотан» (верховное божество у древних германцев; правитель Вселенной, – прим. ред.) – четко продуманное военно-инженерное сооружение. Оборонительный рубеж прикрывал не только подступы к нижнему течению Днепра, но и к Крыму. По мосту должны были перебрасываться подкрепления с правого берега.
Строила мост “Тодта” – военно-строительная организация, которая действовавала в Германии и за ее пределами во времена Третьего рейха. Эмблема данной организации сохранилась на оставшейся опоре моста в Каховском водохранилище, в народе называемой «быки».
В начале октября 1943 года мост был готов. Он имел 2 больших каменных быка, на противоположных берегах Днепра. Через плавни были переброшены 8 пролетов. Мост был сделан из тавровых балок, на которые был положен деревянный настил. Такая конструкция позволяла быстро заменять поврежденные советской авиацией детали моста.
После создания Никопольского плацдарма в ноябре 1943 года за мостом присматривал специальный саперный батальон. Охраной переправ в районе Никополя занимался корпус ПВО. Его командный бункер находился в селе Лапинка (говорят, сохранился до наших дней).
Кроме стационарного моста в районе Никополя находилось два понтонных моста: один притопленный и канатная дорога, которая была протянута из района Дома отдыха через плавни на левый берег. Советская авиация неоднократно делала налеты на никопольский мост. 5 февраля звено бомбардировщиков под командой капитана Родинки разрушили мост. Но немцы его восстанавливали, и по нему постоянным потоком шли раненые с плацдарма и отступающие части.
Мост был окончательно подорван немецкими саперами 7 февраля 1944-го. Память о мосте через Днепр в Никополе, который пытались построить немецкие оккупанты, сохранилась до наших дней – это две мостовые опоры, железобетонные быки. Один на правом берегу использовали при строительстве пивного бара «Три наката», второй «торчит» в водах Каховского «моря» возле Каменки-Днепровской.
Информатор рассмотрел фрагмент моста вблизи. Удивительно, но спустя столько десятков лет опора выглядит, будто ее установили совсем недавно.
Ранее мы рассказывали о том, как Великий Луг и плавни стали Каховским «морем». Подробнее читайте здесь.
Мария Дымченко